🌺10 НАСТАВЛЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ!🌺 - «Из мудрых наставлений Лукмана своему сыну» بِسْـــــــــــــمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِـــــــــــــيم Лекцию ведет: уважаемый ученый, преподаватель в мечети Пророка и Исламском Университете г. Медины: шейх Абдур-Разза́къ аль-Бадр (да сохранит его Аллах)! «С именем Аллаха Всемилостивого и Милостивейшего! Хвала Аллаху, Господу миров! Я свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварища; и я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит Аллах и приветствует его, его род и всех сподвижников! О Аллах, научи нас тому, что принесет нам пользу, и дай нам пользу в том, чему Ты научил нас, и прибавь нам знаний! Исправь все наши дела, и не оставляй нас самим себе ни на мгновение ока! О Аллах! Сделай наши души остерегающимися Тебя и очисти их, так как Ты – Лучший из очищающих! И лишь Ты их Покровитель! А затем: В этих священных аятах из суры «Лукман», Всевышний Аллах упомянул этого великого мужчину, которого Он наделил мудростью, и которому облегчил правильное разъяснение и наставление других! Аллах, Велик Он и Возвышен, рассказал о наставлениях и увещаниях Лукмана своему сыну, которые мы читаем в Книге Аллаха, чтобы это было примером для нас; и родители, и воспитатели должны помнить об этом в своем воспитании детей! Я ограничусь указанием на десять важных наставлений, которые можно извлечь из этого благословенного текста. 1. Мудрость – это дар от Бога, которым Он, Благословенен Он и Возвышен, одаряет тех из Своих рабов, кого пожелает. Мудрость – это умение расставлять все по своим местам! Как нужно, и туда, куда нужно! Поэтому раб должен постоянно просить и обращаться к Всевышнему Аллаху с мольбами, смиряясь и покоряясь пред Ним, постоянно повинуясь Ему и взывая к Нему! Поистине, вся милость в Руках Аллаха, и Он одаряет ею тех, кого пожелает! Ведь Аллах - Обладатель великой милости! 2. Самое великое и самое важное наставление среди всех остальных – это наставление о «Таухиде и Ихласе» - Единобожии и совершении поклонения одному лишь Аллаху, Благословенен Он и Возвышен, и наставление об избавлении от многобожия и отречения от него! Поэтому все начинается с него, и оно предшествует всему остальному, как это сделал мудрец Лукман, произнося эти великие наставления и драгоценные увещания для своего сына, и начал он их с предостережения от многобожия: «О, сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей!» Поэтому родители, воспитатели и учителя следуя этому примеру, должны в первую очередь заботиться об обучении Единобожию и напоминать об этом! Поистине, «Таухид и Ихлас» - Единобожие и посвящение религии одному Аллаху – это основа всей религии Всевышнего Аллаха; также это – основа призыва всех пророков и суть миссии всех посланников, да пребудет над ними мир и благословение Аллаха! 3. Третье наставление, которое извлекается из этих великих аятов – это то, что наставления и советы должны быть в виде поучений. Поучение – это напоминание о благе и благодеяниях, и побуждение к ним с помощью упоминания награды и их достоинств; А также напоминание о запретах и грехах, и предостережение от них с помощью упоминания наказания и последствий этих деяний. И человек, которого наставляют, должен понять это! Поэтому недостаточно просто запретить что-то, но необходимо объяснить человеку о вреде, и плохих последствиях этого! И поэтому Лукман сказал: «О, сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ведь многобожие является великим злодеянием!» Он пояснил своему сыну опасность многобожия и то, что оно является самым великим и опасным злодеянием! 4. Четвертое – одной из основ в воспитании является понимание детьми положения своих матерей и отцов. Это необходимо в воспитании. Ребенок должен с самого начала знать, кто его отец, и кто его мать. Знать – значит понимать положение и место отца и положение и место матери. Это понимание достигается упоминанием благ и проявлением доброты: «(Ведь) мать носит его (в своём животе) с тягостью уставая и рожает с тягостью испытывая сильные боли; и (общим сроком) вынашивание его (в животе) и отлучение его (от груди) (составляет) тридцать месяцев» («Аль-Ахкаф» 15 аят) Это разъясняет нам великое положение родителей! И нужно, чтобы ребенок с самого раннего возраста понимал положение его матери и отца. А если ребенок будет расти, не понимая положения своих родителей, то он вырастет непослушным и непокорным, человеком, не обращающим внимания на права родителей, и свои обязанности, перед ними, прибегаем к Аллаху от этого! 5. Пятое наставление из этих великих аятов – это вспоминание о Последней жизни и о предстоянии перед Всевышним Аллахом, - это обязательная основа в исправлении сердец и воспитании людей! Это необходимо также упоминать во время побуждения к благому и предостережения от запретного и мерзкого, «…Ибо ко Мне предстоит прибытие!» Человек должен вспоминать свое возвращение и прибытие. Должен постоянно вспоминать об этом. Поэтому ученые говорят, что вера в Последний день бывает двух степеней: 1. Обязательная вера. 2. Укрепившаяся вера. Разница между этими двумя степенями в том, что обязательная вера – это, то без чего его вера и его деяния будут недействительны. Кто засомневался в истинности Судного дня, тот проявил неверие: «…и не веруют в Последнюю жизнь» Кто сомневается в истинности Судного Дня, тот проявил неверие, и это его неверие выводит его из Ислама и уничтожает все его дела, и делает их тщетными! А что касается укрепившейся и твердой веры, то она проявляется в том, что сердце, обладающее такой верой, присутствует и напоминает человеку о Судном Дне, и человек поклоняется только для получения награды в Последней жизни! «А кто желает Вечной жизни награды в ней и стремится к ней всем должным стремлением повиновением Аллаху, и (в это время) (сам) он (является) верующим, то таким – стремление их будет отблагодарено их благие деяния будут приняты и сохранены у их Господа, и они получат за них награду» («Аль-Исра» 19 аят) Также его сердце напоминает ему об этом, когда человек желает совершить грех или ослушание. Поэтому человек должен вспомнить о своем возвращении и воскрешении, расчете, спросе, воздаянии и стоянии перед Всевышним Аллахом! 6. Детей с раннего возраста необходимо приучать к молитве, чтобы ребенок с детства был приучен к ней и ее постоянному выполнению. Необходимо разъяснять им положение молитвы и ее место в религии Аллаха, Благословенен Он и Возвышен, чтобы они привыкли к ней с детства. «Обучайте своих детей молитве, когда им исполняется семь лет, и (можете) наказывать их за (невыполнение ее) после десяти лет!» (Абу Дауд) Поэтому это наставление приходит среди первых в наставлений Лукмана своему сыну: «О, сын мой! Совершай молитву!» Он заповедовал ему совершение молитвы. Совершение молитвы значит ее регулярное выполнение в надлежащее время с соблюдением всех ее условий, столпов и обязательств! 7. Седьмое наставление касается того, что очень часто упускают родители во время воспитания. Необходимо напоминать человеку о необходимости страха перед Аллахом и о том, что Всевышний Аллах наблюдает за ним! Поэтому Лукман сказал своему сыну: «О, сын мой! Если (деяние человека)» Здесь имеется в виду ослушание и грех! «Если оно будет на вес горчичного зерна и будет в скале, или в небесах, или в земле, то Аллах явит его (в День Суда). Поистине, Аллах добрый (по отношению к Своим рабам) (и) ведающий (все их деяния)!» Многие родители, когда хотят устрашить своих детей или запретить им что-либо, говорят им слова, подобные «Я слежу за тобой!», «Я все вижу!», «Я…, я…», и т. д. Это – ошибочный способ воспитания, необходимо напоминать ребенку, что Аллах следит и наблюдает за ним! «Если ты однажды остался один, то не говори: «Я одинок», - А скажи: «Надо мной наблюдатель». Поэтому Лукман посеял в нем эту великую веру: «О, сын мой! Если (деяние человека) будет на вес горчичного зерна и будет в скале, или в небесах, или в земле, то Аллах явит его (в День Суда). Поистине, Аллах добрый (по отношению к Своим рабам) (и) ведающий (все их деяния)!» 8. Восьмое великое наставление, извлекаемое из этих аятов - важность знания и понимания прекрасных имен Аллаха и Его возвышенных качеств, и важность приучения детей к этому. Дети должны знать об Аллахе, знать об Его именах и атрибутах, Велик Он и Возвышен. Вера в Аллаха, Пречист Он и Возвышен, знание Его имен, подтверждение Его атрибутов, Велик Он и Возвышен, имеет большое влияние на воспитание детей и приучение их к повиновению и отдалению от грехов и прегрешений. Поэтому детей необходимо обучать именам Аллаха и Его атрибутам и их значениям, так как: «Кто больше знает об Аллахе, тот больше боится Его, больше поклоняется Ему и больше отдаляется от ослушания Его!» 9. Девятая вещь, которой необходимо обучать детей и всех остальных, и это очень важно – это то, что вместе с достоинствами, которым обучаются дети, необходимо воспитывать в них желание призывать к этому остальных, так как, как говорят: «Если ты не призовешь, то тебя призовут»,– и если ребенок вырастет совершающим благодеяния, то он может одновременно стать и тем, кто призовет к этому других, и получит от этого пользу. Возможно, если он расскажет об этом своим друзьям, среди них найдутся те, кто последует ему, и исправится по его причине. Сколько молодых людей исправилось из-за советов и наставлений их друзей!? И, во-вторых, если станет известно, что он призывает людей к благу, то, как минимум, зло покинет его! 10. Последнее, десятое наставление, извлекаемое из этих аятов, извлекается из слов: «…Повелевай совершать одобряемое, и запрещай предосудительное!» Десятое наставление заключается в том, чтобы воспитать ребенка объединяющим в себе благие нравы и достоинства, такие как, правильность убеждений и поклонений, благой нрав и поведение, чтобы он вмещал в себя все это! Это – некоторые полезные наставления, содержащиеся в этом великом тексте! И у меня есть отдельное сочинение на тему «Пользы, извлекаемые из истории Лукмана», и в ее основу легла лекция в городе Хаиль (Саудовская Аравия). Мы просим у Щедрого Аллаха, Господа великого Трона, Его прекрасными Именами и высочайшими Качествами, чтобы Он дал нам всем пользу в том, чему научил нас, и прибавил нам знаний, и чтобы исправил все наши дела, и не оставлял нас самим себе ни на мгновение! Да будет доволен Аллах мудрым Лукманом, и да возвысит его степень в Раю и наградит его лучшим, чем награждает Своих приближенных и праведных рабов! Пусть Он соберет его и нас в Райских Садах блаженства вместе с пророками, правдивейшими, мучениками и праведниками, и как прекрасны эти спутники! О Аллах! Исправь для нас все наши дела и не оставляй нас самим себе ни на мгновение ока! О, Господь! Мы просим у Тебя Твоими прекрасными Именами и возвышенными Качествами, чтобы Ты исправил наше потомство; О Аллах! Исправь его так, как исправляешь только Ты, о, Господь миров! Одари их праведностью и прямым путем, и спаси их от смут, от зла и призывающих к злу и нечестию! Храни их, о Господи, так, как Ты хранишь Своих праведных рабов! О, Аллах! О, Господь! Сделай наше потомство среди тех, кто соблюдает молитву! О Аллах! Сделай наше потомство среди тех, кто соблюдает молитву! О Аллах! Сделай наше потомство среди тех, кто соблюдает молитву! Храни их так, как Ты хранишь Своих праведных рабов и приближенных к Тебе, о Господь миров! О Аллах! Спаси нас и их от явных и скрытых смут! О Аллах! Сделай наши души остерегающимися Тебя и очисти их, так как Ты – Лучший из очищающих! И лишь Ты их Покровитель и Попечитель! О Аллах! Дай нам из боязни перед Тобой то, что оградит нас от ослушания Тебе; и из повиновения Тебе то, посредством чего мы достигнем Рая; и из уверенности и убежденности то, благодаря чему облегчатся испытание этого мира! О Аллах, даруй нам усладу в том, что мы слышим, в наших взорах и нашей силе всегда, пока Ты поддерживаешь в нас жизнь! И сделай из нас наследников нам! Направь нашу месть на тех, кто причинил нам несправедливость. Помоги нам против тех, кто враждует с нами. Не делай нам бедствий в нашей религии. Не делай мирскую жизнь нашей самой большой заботой и не делай ее пределом наших знаний. Не подчиняй нас тем, кто не милует нас! Пречист Ты, о Аллах, и хвала Тебе; я свидетельствую, что нет бога, заслуживающего поклонения, кроме Тебя; прошу у Тебя прощения и перед Тобой каюсь!»